Ваш браузер устарел!

Браузер, которым вы пользуетесь для просмотра этого сайта, устарел и не соответствует современным технологическим стандартам Интернета.

Вы можете установить последнюю версию подходящего браузера, воспользовавшись ссылками ниже:

Система профессиональных квалификаций в области науки

 

О профессиональных стандартах в области науки

Наука в современном мире одновременно с получением новых знаний выполняет значимые для развития экономики и общества функции:

  • является основой для создания и развития перспективных технологий, создания высокотехнологичных продуктов и оказания наукоемких услуг;
  • обеспечивает передачу знаний в сферу образования, экономику и общество, непосредственно участвует в такой передаче, создает новые способы и формы внутри- и межпрофессиональных коммуникаций;
  • определяет пути формирования и развития системы социальных отношений и повышения общего культурного уровня в обществе.

Возрастающая роль науки в обеспечении конкурентоспособности Российской Федерации требует особого внимания к формированию и развитию профессиональных компетенций ученых и руководителей научных организаций. Важным инструментом согласования таких компетенций с требованиями российского и мирового рынка научного труда является профессиональный стандарт.

Внедрение профессиональных стандартов «Научный работник (научная (научно-исследовательская деятельность)» и «Руководитель научной организации (подразделения по научным исследованиям и разработкам)» будет способствовать:

  • развитию национального рынка науки, технологий и инноваций и его взаимодействию с глобальным научно-технологическим рынком;
  • повышению престижа профессии ученого, созданию дополнительных возможностей творческой самореализации;
  • формированию в российской науке культуры внутренней конкуренции, активизации процессов функциональной специализации и самообразования ученых;
  • созданию эффективной системы коммуникации науки, бизнеса и общества; развитию механизмов кооперации исследователей, инженеров, технологических предпринимателей.

Основная цель профессиональной деятельности научных работников - выполнение фундаментальных научных исследований, поисковых научных исследований и прикладных научных исследований; руководителей научной организации - обеспечение развития и эффективной деятельности научной организации.

Разработанные профессиональные стандарты ориентированы на решение следующих задач:

  1. Формирование компетенций ученых в «двух измерениях» (специальные и метапрофессиональные компетенции).

    Специальные (исследовательские) компетенции позволяют осуществлять исследования и разработки на высоком профессиональном и конкурентоспособном уровне.
    Метапрофессиональные компетенции способствуют ускорению процесса передачи новых знаний в сферу образования, экономику и общество и позволяют ученым:

    • активно включаться в процесс обучения и наставничества молодых исследователей;
    • формировать эффективные коммуникации между наукой, экономикой и обществом в целях практического использования научных (научно-технических) результатов;
    • выявлять способы практического использования полученных научных (научно-технических) результатов и участвовать в деятельности, связанной с созданием новых продуктов и (или) оказанием услуг на их основе;
    • быть академически мобильными (расширять область междисциплинарных исследований, оперативно формировать собственные научные (научно-технические) проекты, расширять область исследований за счет взаимодействия со смежными областями науки и технологии);
    • включаться в процесс популяризации науки и новых технологий.

  2. Обеспечение возможностей для профессионального развития и карьерного роста независимо от формы собственности и типа организаций.

    Профессиональные стандарты устанавливают единые квалификационные требования для всех должностей научных работников и руководителей научных организаций, независимо от формы собственности (государственная, частная, смешанная) и типа организации (научные организации, университеты), в которой они осуществляют свою деятельность. Это позволяет научным работникам и руководителям научной организации выстраивать свои траектории движения по профессиональной (карьерной) лестнице без привязки к типам и формам собственности организаций.

  3. Повышение вклада ученых в решение значимых социальных, экономических и государственных задач.

    Профессиональные стандарты расширяют функционал научных работников и руководителей научной организации, за счет функций, сопряженных с научной деятельностью (управленческие, экономические, правовые, социальные, культурно‐просветительские и др.), что позволит им не только эффективно выстраивать исследовательский процесс как процесс генерации новых знаний и управления полученными научными и (или) научно-техническими результатами, но и воздействовать на инновационное и интеллектуальное развитие общества.

Методические основы формирования профессиональных стандартов

Профессиональные стандарты «Научный работник (научная (научно-исследовательская деятельность)» и «Руководитель научной организации (подразделения по научным исследованиям и разработкам)» разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В профессиональных стандартах:

  1. Представляется исчерпывающий перечень трудовых функций и трудовых действий для каждого вида деятельности. При этом конкретный набор трудовых функций и трудовых действий для каждой должности должен определяться на уровне научной организации в зависимости от специфики ее деятельности;
  2. Описание обобщенных трудовых функций, трудовых функций и трудовых действий производится по принципу «от простого к сложному» нарастающим итогом. Предполагается, что работники на каждом следующем уровне квалификации способны выполнять все функции и действия работников предшествующих уровней;
  3. Содержатся минимальные требования к компетенциям работника (знания, умения, образование) для каждой должности. Конкретные требования к компетенциям работников должны устанавливаться научной организацией, исходя из специфики ее деятельности.

Требования к квалификационным уровням научных работников и руководителей научной организации сгармонизированы с «Уровнями квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (утв. Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н) и «Положением о присуждении ученых степеней» (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013г. № 842). Профессиональные стандарты являются основой для образовательных стандартов и не зависят от содержащихся в них требованиях.